В.Ю. Медведев «О некоторых задачах деятельности информационно-аналитического центра»

В.Ю. Медведев

О некоторых задачах деятельности информационно-аналитического центра

начальник информационно-аналитического центра ГАУДО СО «Дворец молодёжи», г.Екатеринбург

Информационно-аналитический центр Дворца молодёжи в разном формате и под разными названиями существует с 1994 года. В этом году нам исполнился 21 год.

За всё время работы основным направлением интересов нашей структуры являлось развитие информационного обеспечения деятельности дополнительного образования детей на территории Свердловской области.

Столь большой период существования структуры позволяет говорить о некоторых аспектах дополнительного образования с позиции опытного наблюдателя. С позиции человека, который не понаслышке ежегодно, в течение 12 лет готовит информацию о системе дополнительного образования в различные органы госвласти и СМИ. В данном докладе я попытаюсь немного обозначить те позиции, на которые я обращаю внимание и хотел бы обратить внимание своих коллег.

Первая позиция, которая до боли знакома – ситуация «второстепенности» системы дополнительного образования в отношении к общему (школьному) образованию. В данном вопросе не существует единого мнения о причинах и следствиях, однако смело можно указать на наиболее частые причины такого состояния дел.

Вторая позиция – долговременное отсутствие внимания государства к системе дополнительного образования детей, как к продуктивному социальному институту. Да, существуют защитники дополнительного образования в разных кругах. Да, они имеют очень активную позицию, но их позиции оказалось мало, чтобы кардинально сломить ситуацию. И даже сейчас, когда о системе заговорили снова – заговорили не о социальном институте, продуцирующем важные свойства личности. Заговорили об инструменте решения некоторых «важных государственных задач». Досуг, гражданско-патриотическое воспитание, профессиональное самоопределение – не суть дополнительного образования, это естественный результат его эффективного функционирования.

В качестве ремарки вспомню забавный случай. Городское учреждение. Частная театральная студия. Отчётный концерт. И дальше — подвальное помещение, плата за концерт — наличкой в карман. И — апофеоз — мой вопрос о наличии лицензии на образовательную деятельность (ну дёрнуло меня по привычке) закончился истерикой от руководителя студии. Конечно, ни о каком соблюдении законов речи не идёт… Ярко выраженное пренебрежение правилами.

Третья позиция – следует из второй. В системе образования Свердловской области всегда было большое количество талантливых, грамотных администраторов и управленцев. Менеджмент системы образования в современных условиях – сложная наука и, зачастую, даже искусство. Но, посмотрите на работу управлений образования. Это же фабрики по подготовке всевозможных отчетов. И даже моя структура волей-неволей подливает масла в этот огонь. О каком развитии может идти речь, когда в день надо подготовить два-три отчёта?

Некоторое время назад поднимался вопрос об оптимизации данной части управленческой работы на территории Свердловской области. Но это «упёрлось в огромные вложения» по переносу нагрузки «с плеч специалистов системы образования на плечи умных машин». И, к сожалению, сейчас «воз и ныне там».

У этой позиции есть ещё один усугубляющий фактор. Как известно, некоторое время назад пошла речь о том, что все учреждения дополнительного образования должны быть переданы в ведение региона. Ведь, к сожалению, в настоящее время судьба дополнительного образования определяется совсем не богатыми муниципалитетами, что следует из нормативной базы. А это, в свою очередь, создает почву для иногда вынужденного, а иногда намеренного излишнего разнообразия управленческих решений, в крайних формах приводящих к злоупотреблениям.

В качестве ремарки к злоупотреблениям вспомню ситуацию с рейтингом сайтов учреждений, которое поручило нам сделать министерство. Мы, как положено, четко последовали документам. В итоге, мы сделали выводы о том, что сайты — это что-то совсем ненужное, а где нужное — то является объектом самолюбования и трепетной охраны. Но мы забываем — сайт — не для учреждения, сайт — для тех, кто нам платит — государства, социальных партнеров, родителей и детей. И он, в первую очередь, должен удовлетворять их.

Четвёртая позиция, следуя логике, вытекает, в том числе, из предыдущих двух. Учреждения дополнительного образования, находясь за пределами постоянного внимания органов управления образованием, развиваются совершенно обособленно. Как на уровне региона, так и на уровне государства пока не выработано фундаментальных целеполагающих позиций, направленных не на решение сиюминутных вопросов, а направленных на развитие основной, содержательной деятельности. А для системы дополнительного образования сейчас важным, на мой взгляд, является сохранение имеющейся научно-методической школы (да, именно многолетней школы-традиции), бережно вынесенной из советской эпохи и сохраненной в период лихолетья. Ведь именно это делает нас уникальными!

В завершение статьи хочется указать на ещё одну, не могу сказать, что проблему, но ситуацию, на которую следует обратить пристальное внимание. Вот уже второй год государство пытается интегрировать в государственную систему распределения муниципального и государственного образовательного заказа частные организации. А что это значит? Это значит, что частные организации, обладающие гораздо более мощной материальной базой и гораздо более «свободные» в своих методах работы, будут занимать все наиболее интересные ниши в образовании, в том числе и в системе дополнительного образования детей. А значит наши учреждения, которые окажутся не готовы к такому – будут умирать.

Так что же нужно делать? Нужно учиться себя продавать! Продавать в хорошем смысле, продавать себя тем, кто несет деньги в наши учреждения – органы госвласти, социальные партнёры, родители наконец. Что мы можем продать? Мы можем продать качество, качество, проверенное временем и утверждённое общественно принятыми стандартами.

На что следует обратить внимание?

  1. Информационная открытость образовательной организации. Она не должна быть идеей в самой себе. Её надо использовать для привлечения внимания. Часто сталкиваюсь с ситуацией, где руководители по инерции следуя привычке верят в непоколебимость своей значимости только потому, что этим больше никто заниматься не будет. К сожалению, ещё чуть-чуть и будут.
  2. На наличие у учреждения навыков самопрезентации. Важно обратить внимание на то, что она должна быть не от момента к моменту. Это должна быть системная, продуманная работа. По идее, даже вахтер на входе должен олицетворять всё учреждение, быть лицом команды. Ведь не даром «театр начинается с вешалки».
  3. Крайне важным является работа над всеми аспектами качества, удовлетворённости потребителей. Важным является ориентация на признанные стандарты в этих вопросах. Во всех других областях образования о качестве говорят, качество изучают. Итогом становится утверждение стандартов. Но у нас есть преимущество — стандарты качества определяем мы сами!
  4. Важным является обмен опытом – необходимо максимально сильно развивать свою сеть общения с коллегами из муниципалитета, региона, России или даже мира.

А наш центр усердно трудится над тем, как помочь вам это сделать.

Комментарии
  1. Наталья
    • Валерий Медведев

Оставить комментарий