Чепракова В.В. Мониторинг качества освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной программы по учебному предмету в ДШИ

В.В. Чепракова,

заместитель директора по учебно-методической работе

МАУК ДО «ДМШ № 1 им. М.П. Фролова», г. Екатеринбург

Мониторинг качества освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной программы по учебному предмету в ДШИ

Статья обобщает опыт организации и проведения общегородского мониторинга в детских школах искусств, анализирует результаты мониторинга по учебному предмету «Специальность и чтение с листа, клавишный синтезатор».

Мониторинг качества освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Инструменты эстрадного оркестра» ПО.01.УП.01. Специальность и чтение с листа, клавишный синтезатор» осуществлен в соответствии с ФГТ, Программой мониторинга на 2014-2024гг., Положением мониторинга по специальности «Специальность и чтение с листа, клавишный синтезатор». Локальные-нормативные акты были разработаны Городским ресурсным центром по направлению «Инновационные музыкальные (цифровые) технологии» и городской методической секцией музыкальных компьютерных технологий.

Цель мониторинга: выявление общего уровня освоения учащимися 4 класса программы по учебному предмету «Специальность и чтение с листа, клавишный синтезатор» в соответствии с федеральными государственными требованиями (срок обучения – 5, 8 лет).

Была определена система критериев и показателей, позволяющая дать объективную оценку уровня индивидуальных образовательных достижений учащихся.

Критерий: сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, соответствующий году обучения.

Показатели:

Исполнительские навыки:

  • освоение репертуара по трем музыкальным направлениям: академическая музыка, эстрада, джаз в соответствии с программными требованиями по классам;
  • исполнение произведений различных форм и жанров – крупная форма, полифония, пьесы, этюды;
  • использование разноплановой фактуры в правой и левой руке: фигурационное изложение (арпеджио, остинато, ритмическая фигурация), элементы полифонической фактуры;
  • использование приемов игры в различных джазовых стилях: блюз и свинг, джаз-рок, босса-нова.

Аранжировка на клавишном синтезаторе:

  • знания, умения и навыки в работе с тембрами (применение банков различных видов и групп музыкальных тембров);
  • исполнение произведений музыкальной классики звуками инструментов симфонического оркестра с автоаккомпанементом и без него;
  • использование приемов совмещения игры в режиме реального времени с фактурными вставками в режиме «song».

Согласно Положению, общегородской мониторинг проводился в форме видео-просмотра академической концертной программы, требовалась видеозапись исполнения 2-х разнохарактерных пьес наизусть, размещенная на You Tube Russia.

Экспертами выступили руководитель методической секции и ведущие преподаватели. Процедура мониторинга была соблюдена в полном объеме.

Была предложена следующая система оценки.

По каждому показателю выставлена оценка по 10-балльной системе, ранжированной по четырем уровням:

  • продвинутый уровень – от 8 до 10 баллов;
  • нормативный уровень – от 5 до 7 баллов;
  • достаточный минимальный уровень – от 3 до 4 баллов;
  • неудовлетворительный уровень – менее 3 баллов.

Эксперты осуществили просмотр академических программ и выставили баллы в ведомость, провели персонифицированный учет результатов по каждому из критериев, вывели средний балл; дали общую оценку уровня подготовки обучающихся, вывели рейтинг участников и школ; внесли предложения по совершенствованию содержания и технологий обучения, проведению мониторинга в 2017/2018 уч. году.

По итогам мониторинга в городском ресурсном центре Детской музыкальной школы № 1 имени М.П. Фролова был организован Круглый стол преподавателей, где и были подведены итоги. Аналитическая справка размещена на сайте ГРЦ ДМШ № 1 им. М.П. Фролова.

По результатам мониторинга, в нем приняли участие 100% (всего 17 человек) обучающихся 4 класса ДШИ города Екатеринбурга. Из них:

  • продвинутый уровень продемонстрировали 3 человека – 17,65%;
  • нормативный уровень продемонстрировали 14 человек – 82,35%
  • минимальный и неудовлетворительный уровень – нет.

Общий балл по ДШИ Екатеринбурга – 6,98 балла

Средний балл за показатель «Исполнительские навыки» составил 8,3 балла, что является показателем повышенного уровня исполнения!

Средний балл за показатель «Аранжировка на клавишном синтезаторе» составил 7,2%, что является показателем нормативного уровня.

Эксперты отметили артистизм и выразительность исполнения. Важно, что 100% участников мониторинга прошли школу конкурсов, фестивалей, проектов.

При этом результаты освоения программы по каждому из двух показателей («Исполнительские навыки» и «Аранжировка на клавишном синтезаторе») не имеют существенного различия. Хотя исполнительские навыки были оценены более высоко всеми экспертами.

Более низкие оценки выставлены всеми экспертами за показатель «Аранжировка на клавишном синтезаторе», т.к. в большинстве случаев, использовался режим автоаккомпанемента. Очевидно, что уровень владения клавишным инструментом, традиционными пианистическими приемами напрямую влияют на уровень исполняемой аранжировки, и, наоборот, проработанность и наполненность аранжировки определяет степень демонстрирования исполнительских навыков. Так у некоторых участников мониторинга наблюдались недоработки, связанные с неразвитостью партии левой руки, изолированностью партий левой и правой рук, отсутствием общей фактуры, однообразием изложения, соответственно, с шаблонностью и однообразием самой аранжировки, основанной на автоаккомпанементе.

Т.о. уровень владения клавишным инструментом, традиционными пианистическими приемами напрямую влияет на уровень исполняемой аранжировки, и, наоборот, проработанность и наполненность аранжировки определяет степень демонстрирования исполнительских навыков.

В целом, наблюдается тенденция творческого поиска в области аранжировки, стремление более широкого применения возможностей клавишного синтезатора.

Анализ показал, что уровень освоения учебного материала участниками мониторинга соответствует нормам ФГТ и программы по учебному предмету.

Инновационная форма проведения мониторинга – видео-просмотр, эффективна и удобна, малозатратна по времени и другим ресурсам.

Предложения:

  • Выработать единый подход к содержанию и методике обучения, через анализ программ по учебному предмету.
  • Внести в Положение о мониторинге2017/2018 уч. года новые условия по программе участия: исполнение 3-х произведений: первое произведение классического репертуара, второе с автоаккомпанементом, третье произведение без автоаккомпанемента.

Таким образом, общегородской мониторинг – эффективная форма контроля и анализа уровня усвоения предпрофессиональных программ в современной детской школе искусств.

Комментарии
  1. Елена Вуколова

Оставить комментарий