Худорожкова С.С., Макурина Т.А. Топ-топ, или от простого к сложному

С.С. Худорожкова,

педагог дополнительного образования

Т.А. Макурина,

педагог дополнительного образования

МАОУ  ДО МО «Центр детского творчества», г. Ирбит

Топ-топ, или от простого к сложному

Топ – топ, топает малыш, если мы не будем заниматься с ребенком, то дальше дивана он не пойдет.

В наш 21 век все слышали слово робототехника, но очень многие не понимают, что, же это. Мы без удивления и недоумения воспринимаем мобильный телефон, планшет, компьютер, а через лет десять будем также спокойно воспринимать ботов на улице.

Занятия робототехникой – это отличный способ подготовки детей к современной жизни, наполненной высокими технологиями и начинать учить детей робототехнике нужно как можно раньше, так как интерес к инженерным специальностям проявляется буквально с 5 лет. Ребенок в этом возрасте уже достаточно полно осознает что делать, обладает таким мышлением, которое еще не успело «зарасти» шаблонами [6]. В этом возрасте дети очень открыты, уникальны, из них фонтаном льются идеи (нестандартные).

Нет детей, которые не развиваются, просто рядом нет взрослого, который бы занимался с ребенком и развивал в нем творчество. Занимаясь с детьми робототехникой, развивается  интеллект ребенка:  улучшается память и пространственное мышление, тренируется упорство и усидчивость, что подготавливает ребенка к школе, где эти качества очень пригодятся. Работа с конструктором требует сосредоточенности и в то же время развивает воображение и прививает желание творить. С этой точки зрения конструкторы для робототехники так же действенны, как и обычные конструкторы. Но они еще и развивают техническое мышление и способствуют творчеству.

Образовательные конструкторы LEGO представляют собой новую «игрушку»  для современного ребенка. С помощью Лего ребенок может осуществить любую свою мечту: построить машину, дом, город, корабль, куклу. В процессе игры и обучения ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки и лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Практика показывает, если ребенка сразу посадить за более сложные наборы, например LEGO Mindstorms NXT  и заставить заниматься непонятным для него программированием, можно навсегда отбить охоту к научному и техническому творчеству.

Когда ребенок постепенно переходит от простого к сложному, интерес только усиливается. В 5-6 лет дети занимаются с наборами Лего «Простые механизмы», где знакомятся в игровой форме с зубчатой, ременной, червячной передачей, с устойчивостью модели в зависимости от ее формы и распределения веса, с деталями и способами их соединений, различными видами и способами крепежей, со связью между формой конструкции и ее функциями, с зависимостью прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов.

Методы обучения на данной ступени определяются возрастными особенностями обучающихся. Значительное время на занятии отводится для игры с собранной моделью. Теоретическая часть не превышает 10-15 минут, занятие предполагает периодическую смену вида деятельности. Обсуждение темы занятия проходит в форме беседы, дети задают вопросы педагогу, друг другу и отвечают на них.

В 7 лет и старше, дети занимаются с наборами LEGO Education Wedo 9580,  «Технология и физика», LEGO® MINDSTORMS® Education EV3, постепенно переходят к программированию, а потом и к разработке, созданию собственных моделей. Формируется  интерес к технике и дети приобретают навыки, которые пригодятся в жизни, независимо от того, будет ли ребенок инженером или изберет занятие, далекое от техники.

Использование Лего-конструкторов в дополнительном образовании повышает мотивацию обучающихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Метапредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие адаптированности для детей среды программирования[1].

Деятельность обучающихся предполагает использование компьютеров совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Обучающиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям, в части их умений взаимодействовать с автоматизированными системами. Интенсивное внедрение искусственных помощников в нашу повседневную жизнь требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.

В начальной школе не готовят инженеров, технологов и других специалистов, соответственно робототехника в дополнительном образовании это достаточно условная дисциплина, которая может базироваться на использовании элементов техники или робототехники, но имеющая в своей основе деятельность, развивающую метапредметные навыки и умения.

Литература:

  1. Бишоп О. Настольная книга разработчика роботов. – М.: МК-Пресс, Корона-Век, 2010.
  2. Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Выготский Л.С. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. – СПб.: Академия, 2008.
  3. Жимарши Ф. Сборка и программирование мобильных роботов в домашних условиях. – М.: НТ Пресс, 2007.
  4. Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдина С.Г. «Уроки Лего – конструирования в школе». Методическое пособие. – М., Бином. Лаборатория знаний, 2011.
  5. Конструирование и робототехника. Дистанционный курс. RL: http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17.
  6. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
  7. Перворобот.URL:http://learning.9151394.ru/course/category.php?id=47
  8. Сборник лучших творческих Лего – проектов. – Челябинск, 2011.

 

Комментарии
  1. Агнесса Петрова

Оставить комментарий