Канашин А.В. Информационные технологии в практике педагога-организатора

А.В. Канашин,

педагог-организатор

МБУ ДО ДЮЦ «Контакт», г. Екатеринбург

Информационные технологии в практике педагога-организатора

Характерной чертой современного общества является наличие огромного потока разнообразной информации. Вследствие этого возникает большая психологическая нагрузка на человека. Для облегчения деятельности, для эффективности и результативности работы, для поиска, хранения, обработки информации широко применяются информационно коммуникационные технологии (далее ИКТ) практически в каждой области жизнедеятельности человека [1]. Сфера образования не является исключением. На сегодняшний день невозможно представить педагогический процесс без применения ИКТ, которые позволяют значительно разнообразить формы и методы образовательной, воспитательной работы.

Благодаря широкому спектру возможностей ИКТ появилась необходимость активного взаимодействия с ними, а также потребность создавать свои методические продукты и использовать их в образовательном процессе. Для того чтобы овладеть ИКТ в образовательных учреждениях организуются различные курсы, семинары, тренинги, на которых можно получить нужные знания. Но из-за большой нагрузки, не всегда удается выделить время на обучение, к тому же, порой, время их проведения совпадает с рабочими часами. Именно поэтому большая роль отводится самообразованию: просмотр видеокурсов, электронные книги и т.д. Однако не всегда взятый материал из сети соответствует поставленным задачам и определенным целям, поэтому приходится создавать собственный медиа-материал. Для этого педагог должен быть компетентным в использовании программного обеспечения.

Практически все педагоги используют офисный пакет приложений от компании Microsoft или бесплатный аналог LibreOffice, куда входит программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами и другими. Microsoft Word, предназначенный для создания и редактирования текстовых документов позволяет подготовить раздаточный и демонстрационный материал, высвобождая время для других задач. Программа подготовки и просмотра презентаций Microsoft PowerPoint предоставляет возможность создавать анимированные схемы, яркие, наглядно-иллюстрированные материалы, делая образовательный процесс более интересным. Например, вариация игры «Правда или ложь». На слайде располагается истинное или ложное утверждение, а участникам нужно определить верно ли это утверждение. После чего, предоставляется слайд с наглядной иллюстрацией верного ответа. Благодаря использованию похожих игровых форм в работе наблюдается повышение познавательной активности, расширение кругозора и развитие мышления. Дети с удовольствием вовлекаются в подобные игры, что способствует эмоциональному подъему и легкому восприятию информации за счет образной и зрелищной подачи материала. Неосведомленность о полном функционале программ, например, Microsoft PowerPoint, лишают возможности в полной мере раскрыть их потенциал. Немногие знают, что на основе Microsoft PowerPoint, можно не только переключать картинки и создавать анимацию, но и разрабатывать интерактивные тесты с подсчетом ответов и выводом результата. Сложность создания подобных тестов заключается в знании языка программирования Visual Basic for Applications. Чтобы создать необходимый тест, совсем не обязательно углубляться и подробно изучать язык программирования, достаточно скачать готовый шаблон и подкорректировать его в соответствии со своими интересами, или использовать альтернативные программы, где строки кода заменены наглядными картинками. При создании презентаций или видео, часто приходится работать с изображением. Изменить яркость или контрастность, убрать лишние или добавить нужные объекты с картинки. Для того, чтобы добиться желаемого результата, необходимо наличие графических редакторов типа Adobe Photoshop, CorelDRAW и других. К сожалению, эти программы, как и многие другие, платные и не у всех есть возможность их приобрести. Выход из этой ситуации – использование бесплатных, аналогичных программ или демоверсий, у которых бывает ограниченный функционал, но вполне подходящий для реализации задуманного. Так же, в век ИКТ, можно эксплуатировать онлайн ресурсы, используя различные программы в интернет-браузере, без установки программного обеспечения на ПК. Такие программы не уступают по функциональности.

Любые презентации, видеофильмы, мероприятия не так эффектны и впечатляющи без звукового сопровождения. Планировать музыкальное оформление стоит в зависимости от формата мероприятия и аудитории. Музыка влияет на наши чувства, основная ее цель заключается в усилении эмоционального восприятия события. Порой для качественного музыкального оформления презентации, видеофильма или мероприятия приходится редактировать аудиофайлы, записывать голос или музыкальные инструменты. Бывает необходимо обработать записанный голос, усилить звук, понизить уровень шумов, наложить эффект эхо или вырезать нужный фрагмент аудиофайла. В этом, и многом другом, снова приходится прибегнуть к компьютерным технологиям. Встроенные в ноутбук или в наушники микрофоны не позволяют добиться высококачественной записи. Существуют, по сравнению с устройствами в профессиональных студиях, относительно дешевые студийные USB-микрофоны, которые совместимы со всеми ПК и избавляют от необходимости докупать дорогостоящее оборудование. А совместное использование USB-микрофона, в комнате с хорошим звукопоглощением и таких программ как Adobe Audition и Fruity loops studio, позволяет получить вполне качественное, студийное звучание.

На концертах, при организации культурно-досуговой деятельности вне учреждения, не всегда бывают в наличии достаточное количество радио-микрофонов, а зачастую они работают некорректно. Или, при выступлении, на улице достаточно холодно и при живом исполнении можно повредить связки и потерять голос. В таких случаях вполне реально использовать заранее записанные, с помощью USB-микрофона, музыкальные треки с вокалом выступающих, чтобы мероприятие прошло на высоком уровне.

Бесспорно, ИКТ являются необходимостью в наше время, но важно помнить, что чрезмерное использование может нанести вред здоровью. Нужно соблюдать требования санитарных правил и норм. Например, вреда от громкой музыки можно получить гораздо больше, чем пользы. Длительное воздействие громкой музыки на органы слуха может привести к заболеваниям центральной нервной системы, снизить слуховой порог, стать причиной усталости и повышенной раздражительности [2]. Утомляемость глаз от постоянного просмотра видеоматериала может негативно повлиять на зрение. Исследования показали, что дети до 10 лет особенно восприимчивы к новым технологиям, что может вызвать зависимость. Во всем нужно знать меру и грамотно использовать ИКТ. Не случайно, такие люди как Билл Гейтс – один из основателей компании Microsoft, Стив Джобс – один из основателей корпорации Apple ограничивали времяпровождение своих детей за различными электронными устройствами [3]. Стоит помнить, что человек – социальные существо и ничто не сможет заменить им живое, человеческое общение.

Литература:

  1. Википедия — интернет-энциклопедия, Информационные технологии // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений /Под редакцией В.И. Селиверстова – М.: ВЛАДОС, 2011. – 224с.
  3. Информационно-аналитический портал «Народный корреспондент» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nk.org.ua/
Комментарии
  1. Агнесса Петрова

Оставить комментарий