Кузьминых О.А. Использование воспитательных ресурсов музея образовательного учреждения в духовно-нравственном развитии обучающихся

О.А. Кузьминых,

педагог-организатор

МБУ ДО – центр «Лик», г. Екатеринбург

Использование воспитательных ресурсов музея образовательного учреждения в духовно-нравственном развитии обучающихся

«Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [1].

Выполнение данной задачи осуществляется в музее «Взвейтесь кострами!» МБУ ДО – центра «Лик» Кировского района г. Екатеринбурга.

Исследователь Н.В. Шабанова считает, что в качестве основных направлений деятельности музейных педагогов на современном этапе могут рассматриваться:

1) Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.

2) Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

3) Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

4) Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно.

5) Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров» [2, с. 6].

Раскроем реализацию данных направлений на примере деятельности музея. Посетителями музея являются представители всех возрастных групп. В соответствии с этим определяются формы и методы работы с музейной аудиторией (таблица).

Формы и методы работы с посетителями музея «Взвейтесь кострами!»

Возрастная аудитория Формы работы Методы работы
Дошкольники Игра-путешествие «Игрушки наших бабушек и дедушек» Наглядные
Обучающиеся младшего школьного возраста Игра-занятие «Сказы П. Бажова» Наглядные
Обучающиеся среднего школьного возраста Практическое занятие с элементами игр «Символы и атрибуты пионерии» Объяснительно-иллюстративные, наглядные
Обучающиеся старшего школьного возраста Беседа-презентация «Сыны полков» Объяснительно-иллюстративные
Студенты вузов Экскурсия «Я теперь вспоминаю, как песню…» (история пионерского движения на Урале) Словесные
Взрослые посетители: педагоги, родители обучающихся, ветераны пионерского движения, представители различных организаций Экскурсия- презентация «Скауты, пионеры, волонтеры»

 

Словесные

В ходе занятий самые юные посетители усваивают правила поведения в музее, ведь для многих из них эти посещения являются первым экскурсионным опытом. Всем без исключения предоставляется возможность рассмотреть, потрогать и даже «опробовать в действии» многие экспонаты, такие как пионерский барабан, отрядный флаг и многое другое. И если для обучающихся школьного возраста это приобщение к символам и атрибутам прошлого, то, например, для клиентов Комплексного Центра социального обслуживания населения Октябрьского района это встреча с пионерским детством.

«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [3].

Восприятию музейной информации, безусловно, способствуют электронные и информационные ресурсы, такие, как подлинные фотографии пионерских отрядов на Урале 1920-х гг., видеофрагменты документальных фильмов (например, фильма о параде Победы при проведении беседы, посвящённой 120-летию Г. К. Жукова) и др. Но самой эффективной является передача информации от юных экскурсоводов юным посетителям.

В ходе подготовки юных экскурсоводов используются репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские методы. Также проводятся запись экскурсии, просмотр и обсуждение достоинств и недостатков в передаче информации. Результатом освоения и передачи новых знаний своим сверстникам и взрослым является проведение экскурсий для родителей Центра, членов жюри конкурса юных экскурсоводов (2015 г.), посетителей Дня музеев (2016 г.), участников праздника, посвященного 5-летию музея и 95-летию Всесоюзной пионерской организации (2017 г.)

Посещение музея образовательного учреждения направлено на развитие воображения и фантазии, творческой активности ребенка. В связи с этим в музее были разработаны циклы занятий, которые соотносятся с профилем деятельности того или иного объединения. Так, например, для театрального объединения «Играем в сказку» (младшая группа) и «Арлекино» (старшая группа) разработан цикл занятий «История театра». На занятиях юные артисты не только узнают о том, как возникло и развивалось театральное искусство в разные исторические периоды, но и мастерят древнегреческие маски, создают коллажи, разыгрывают сценки и принимают участие в различных видах игр, знакомятся с творчеством юных артистов разных лет.

Говоря об условиях, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно, необходимо учитывать то обстоятельство, что к посещению музея ребенок должен быть подготовлен. Так, например, готовились спортсмены объединения «Настольный теннис» и активисты объединения «Юный краевед» к встрече с ветераном Великой Отечественной войны, юнгой Северного флота Николаем Васильевичем Пермяковым. Дети выучили стихи, надели матросские воротники, приготовили цветы и подарки и вдруг узнали, что ветеран плохо себя чувствует и не сможет приехать. И какой взрыв эмоций был у детей, когда все же Николай Васильевич нашел в себе силы, приехал в музей, ответил на все вопросы, и все дружно спели песню «Бескозырка белая». Такая встреча с участником исторических событий останется навсегда в памяти каждого ребенка.

В работе музея используется метод проектов. В год 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне был осуществлен проект «Наследники Победы», в ходе которого активисты объединения «Юный краевед» (руководитель Л.В. Сентябрёва) познакомились с памятниками города, посвященными войне. По итогам исследовательской работы обучающимися был снят видеоматериал и смонтирован видеофильм.

Таким образом, в музее «Взвейтесь кострами!» используется широкий спектр форм, методов и видов деятельности по формированию духовно-нравственного развития обучающихся.

Литература:

  1. Шабанова, Н. В. Музейная педагогика. Определение понятия, история, формы работы, перспективы развития / Н. В. Шабанова // Музейная педагогика в современном дополнительном образовании: сб. материалов к обл.семинару / Самар. Дворец дет, и юноша. творчества; сост. Л. Ю. Куприн.  – Самара, 2013. –   С. 5 – 12.
Комментарии
  1. Агнесса Петрова

Оставить комментарий