Расковалов Ю.А. Создание условий для развития познавательных способностей и эмоционально-волевой сферы обучающихся в процессе игры в шахматы

Ю.А. Расковалов,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДЮЦ «Контакт», г. Екатеринбург

Создание условий для развития познавательных способностей и эмоционально-волевой сферы обучающихся в процессе игры в шахматы

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы.

Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы [3].Шахматная игра заметно воздействует и на характер человека в целом. Бесспорно положительное влияние шахмат на развитие таких черт характера, как объективность, самообладание и выдержка. Шахматы воспитывают стойкость и упорство в сложных ситуациях за шахматной доской, а также и в жизни в целом.

Планируя занятие с дошкольниками, главный упор делаю на рациональную организацию занятия, использование активных методов и  форм обучения.

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:

  1. При знакомстве с шахматными фигурами.
  2. При изучении шахматной доски.
  3. При обучении правилам игры;
  4. При реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основной метод – частично-поисковый, причем большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. В помощь предлагается дидактический материал: специально подобранная  шахматная литература, картотека дебютов и др.

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства обучающихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.)[4].

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

В обучении дошколят и младших школьников применяю игровой метод, что делает занятия интересными и занимательными для детей. Игра помогает дошколятам и учащимся младших классов сдружиться в процессе творческой подготовки, это в свою очередь снимает психологические зажимы, учит управлять своими эмоциями.

Умение управлять своими эмоциями является жизненно важным приобретением, тренирующим выдержку, самообладание, умение преобразовывать отрицательный очаг возбуждения в положительный.

Для лучшего запоминания материала использую метод изо: дети рисуют шахматные фигуры, подписывают их названия, изображают шахматную доску, закрашивают шахматные поля, где фигуры находятся в начале партии, показывают стрелками ходы. Практикуются тренировочные игры по типу этюдов (с ограниченным количеством фигур).

Для более старших учащихся объяснение материала сопровождается демонстрацией диаграмм, разыгрыванием показательных этюдов на шахматной доске. Применяется принцип постепенного и последовательного расширения теоретических знаний параллельно с развитием практических навыков. Занятия проводятся в форме творческих заданий, турниров, игр, а также применяется форма индивидуальных заданий для тех ребят, которые обнаруживают хорошие способности к игре в шахматы. Для них большая часть времени отдается практическим занятиям: уделяется внимание анализу партии, этюдов, решению шахматных задач. Еженедельно в кружке проводятся мини-турниры, позволяющие ребятам оценивать свои знания и стремиться к совершенствованию игры в шахматы[1].

Занятие в объединении «Белый ферзь» начинаю с повторения пройденного материала. Перед изучением нового материала каждый из ребят рассказывает, что он усвоил на прошлых занятиях. Изучение нового материала начинаем только тогда, когда хорошо закреплен старый материал. На изучение нового материала отводится 15-20 минут.

Во второй половине занятия учащиеся применяют полученные знания на практике, играют тренировочные партии. В конце занятия даю 1-2 минуты каждому ребенку, чтобы он рассказал, что он усвоил на занятии, какие ошибки он видит в игре. Это развивает способность ребенка к самоконтролю и самоанализу.

В начале и в конце учебного года провожу мониторинг познавательных способностей учащихся.

Основные методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование.

В качестве инструментария использую  тесты: «Перепутанные линии», «Внимательны, ли Вы»,  «Выявление закономерностей» и др.

Результаты мониторинга позволяют сделать вывод о том, что абсолютно все учащиеся, показывающие высокие результаты на шахматных турнирах как внутригрупповых, так и районных, высокие результаты концентрации внимания, внимательности, скорости и точности умственных процессов.

Развитие познавательных способностей, силы воли и эмоционально-волевой сферы личности учащегося происходит постепенно путем изучения нового теоретического материала, путем наигрывания большого количества шахматной практики внутри объединения, участия в районных, и городских шахматных соревнованиях. В целях повышения эффективности понимания своей игры учащимися, очень важно обучить их объективной оценке своей игры и самосовершенствованию своих слабостей, а также работе над своими ошибками.

Сегодня актуально, полезно и важно прививать интерес и любовь детей к шахматам с раннего детства, так как это один из путей к быстрому развитию познавательных способностей у ребенка и формированию крепкого, твердого характера.

Литература:

  1. Сухин Г.И. Шахматы первый год учусь и учу (пособие для учителя, 1 кл.) – Обнинск: «Духовное возрождение», 2014 – 10 с.
  2. Калиниченко Н.М. Шахматы для начинающих – С.-Пб: «Питер», 2015 – 50 с.
  3. Шахматный бульвар. Центр интеллектуального развития «Молодые таланты» // [Электронный ресурс] / Режим доступаhttp://chesscentr.ru/
  4. Шахматы как средство интеллектуального развития школьников» // [Электронный ресурс] / Режим доступаhttp://prosto-sait-sfk.ucoz.ru/
Комментарии
  1. Агнесса Петрова

Оставить комментарий