Сатылаева С.И. Творческий проект как форма итоговой аттестации по «Музыкальной литературе» в ДШИ

С.И. Сатылаева,

Преподаватель

МАУК ДО «Музыкальная школа №1 имени М.П. Фролова», г. Екатеринбург

Творческий проект как форма итоговой аттестации по «Музыкальной литературе» в ДШИ

Данная статья обобщает первый опытпроведения устного экзамена по «Музыкальной литературе»  в рамках итоговой аттестации в соответствии с  новыми Федеральными  Государственными  Требованиями к Дополнительным предпрофессиональным программам.

Для проведения аттестации был создан Фонд оценочных средств, который обеспечивает систему объективной оценки качества освоения обучающимися программы по «Музыкальной литературе» и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального музыкального образования.

Основными задачами итоговой аттестации являются установление соответствия уровня подготовки выпускников требованиям рабочей программы учебного предмета, оценка достижений выпускников в процессе обучения, а также анализ результатов, планирование корректировки методик подготовки.

Фонды оценочных средств имеют определенную структуру, состоящую из Пояснительной записки, Паспорта фонда оценочных средств, комплектов КИМ (контрольные задания), а также методических материалов, определяющих процедуры оценивания знаний, умений, навыков или опыта деятельности.

Содержание оценочных материалов включает:

  • знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов,созданных ими произведений;
  • навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
  • первичные знания в области строения классических музыкальных форм, навыки анализа элементов музыкального языка произведения.

Итоговая аттестация – устный выпускной экзамен, оценка качества реализации программы по учебному предмету «Музыкальная литература»  проводится в форме защиты творческого проекта.

Проект – конечный творческий продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Такая форма аттестации позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве, а также выявить уровень сформированности аналитических навыков, навыков практического и творческого мышления.

Защита проекта организована в формате презентации самостоятельной комплексной творческой работы обучающегося с использованием программы MicrosoftPowerPoint. В презентации выпускники используют также нотные редакторы -Final 2011, MuseScore, демонстрируют самостоятельно сделанные видео и аудиозаписи.

Тематика проектов, как правило, связана с инструментом, который осваивал выпускник в школе, а также с пройденными и исполняемыми им музыкальными произведениями. Устное выступление предполагает анализ, выявляющий жанровые и стилистические особенности выбранных для проекта произведений. Особое внимание уделяется структуре, форме и музыкальному языку. Обучающиеся пытаются выявить связь содержания со средствами музыкальной выразительности, значение лада, метороритма, тембровой окраски, темпа и динамики, гармонических и фактурных оборотов. Все это помогает осмыслению и выразительному исполнению музыкального произведения.

Для проведения аттестации был создан Паспорт фонда оценочных средств, который наряду с другими включает в себя следующие положения:

Критерии оценки знаний и умений –сформированный комплекс знаний, умений и навыков по Музыкальной литературе, соответствующий уровню выпускника 5-го класса пятилетнего обучения по ДПП.

Критерии системы оценкипо пятибалльной системе в соответствии со следующими показателями:

  • знание материала по программе, умение в устной  форме излагать содержание своей исследовательской работы по выбранной теме, выражать  свои мысли, свое мнение о творчестве композиторов;
  • демонстрация навыков повыполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей и других средств музыкальной выразительности;
  • умение выразительно и на высоком уровне исполнять вокально или на музыкальном инструментетематический материал пройденных произведений;
  • владение современными средствами информационных и коммуникативных технологий.(Презентация по материалам одной из пройденных тем в программе MicrosoftPowerPoint).

Контрольно-измерительные материалы – перечень тем проектов, выбранных выпускниками, отличается разнообразием музыкальных эпох, стилей и жанров, отражаеттематику и разделы учебной программы по предмету «Музыкальная литература». Так, среди них: «Клавирная музыка И.С.Баха», «Сюиты Г.Ф.Генделя», «Старинная танцевальная сюита», «Романсы С.Рахманинова», «Фортепианная музыка Д. Кабалевского», «Фольклор. Английская народная песня», «Из истории музыкальных инструментов. Саксофон», «Кино и музыка. Максим Дунаевский» и другие.

В процессе работы над проектом обучающиеся в полной мере могут продемонстрировать свои знания, умения и навыки, раскрыть и проявить свой творческий потенциал.Выпускники самостоятельно выбирают тему, формулируют  цель и задачи проекта,проводят поиск, сбор и анализ информации, работают с текстовыми нотными редакторами, готовят презентацию с включением самостоятельно сделанных аудио и видеозаписей, оформляют текстовой документ и готовят устное выступление.

Данный вид аттестации имеет, на мой взгляд, свои преимущества:

  • защита проекта с презентацией – вид деятельности, хорошо знакомый выпускникам по основной школе;
  • многие из ребят, занимающихся в моих классах, работают над проектами в течение всего обучения в музыкальной школе и успешно выступают на Городском конкурсе мультимедиа проектов обучающихся ДШИ «Интел Арт», Евразийском Форуме юных исследователей искусства АртПерекресток, Международном фестивале – конкурсе учебных проектов «Музыка и мультимедиа в образовании», получая звания Дипломантов и Лауреатов;
  • решение проблемы, заявленной в проекте, предусматривает необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей;
  • самостоятельный выбор темы интересен учащимся, значим и знаком для них, как правило, связан с музыкальными произведениями, которые выпускники исполняют на экзамене по специальности, что подчеркивает межпредметные связи и взаимодействие музыкальных дисциплин;
  • защита проекта предполагает анализ музыкального произведения, помогающий глубже понять содержание, замысел композитора, особенности музыкального языка, что, в конечном счете, повышает качество его исполнения на экзамене по специальности.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,2016.
  2. Федеральный Государственный Стандарт. М.: Просвещение,2016.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования под ред. Е.С. Полат. – М.: Аcademia, 2012.
  4. Шишов С.В., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
Комментарии
  1. Агнесса Петрова

Оставить комментарий