Шимаковская К.В. Профессиональное самоопределение обучающихся при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательная минералогия»

К.В. Шимаковская,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО СЮН НГО, г. Невьянск

Профессиональное самоопределение обучающихся при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательная минералогия»

«Хорошо, когда у человека есть возможность

 выбрать себе профессию не по необходимости,

а сообразуясь с душевными склонностями»

А. Апшерони

Несомненно, что перед каждым человеком на определенном возрастном этапе встает вопрос профессионального самоопределения. Правильно сделанный выбор – это не только начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому благополучию в будущем, но и определение судьбы в целом. Любая профессия – это область приложения и физических, и духовных сил, что требует от человека продуманного подхода к её выбору.

К сожалению, несмотря на большое количество профориентационных программ и проектов, реализуемых в школах большинство выпускников все же не готовы к ответственному и осознанному выбору профессионального маршрута. Причин данной ситуации достаточно много, однако можно отметить, что для формирования у обучающихся образа будущей профессии недостаточно только информационной работы или набора профориентационных мероприятий. Необходимо создание особой образовательной среды, позволяющей включать обучающихся в модель конкретного вида профессиональной деятельности.

Поэтому в современных социально-экономических условиях задачи профессионального самоопределения обучающихся становятся все более актуальными[1].

Достаточно эффективно данные задачи решаются при реализации общеразвивающей программы «Занимательная минералогия» (МБОУ ДО СЮН, г. Невьянск). Данная программа является разноуровневой, направленной на раскрытие и реализацию способностей каждого обучающегося. Первые три уровня обучения связаны, прежде всего, с развитием познавательного интереса у обучающегося к процессам изучения геологических наук. Диагностика склонностей и способностей на данных уровнях позволяет в дальнейшем выстраивать индивидуальный образовательный маршрут каждого обучающегося и включать его уже в профориентированную деятельность. Поэтому четвертый уровень освоения программы является профессионально-ориентированным и предназначен для обучающихся с высоким уровнем мотивации к углубленному изучению геологических наук и, как правило, уже связывающих свой дальнейший жизненный путь с данными областями.

Педагог рассматривает профессиональное самоопределение как результат процесса формирования у обучающихся внутренней готовности к самостоятельному построению, корректировке и реализации своего развития, к нахождению личностно-значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности [2]. С этой позиции всю систему работы можно представить в виде схемы: формирование устойчивого интереса – включение обучающего в разнонаправленную деятельность – выявление склонностей – развитие способностей – построение индивидуальной траектории развития –  профориентация.

На первоначальном этапе включения обучающихся в образовательную среду необходимо формирование устойчивого интереса к изучаемым областям. Поэтому поддерживать интерес на высоком уровне позволяет увлекательный материал, который педагог систематически накапливает и отбирает, способный привлечь внимание каждого воспитанника. Эту же задачу помогают эффективно решать и широко применяемые в образовательном процессе интерактивные формы и методы обучения. К ним можно отнести самые разнообразные интегрированные игры («Каменный век», «Магия камня», «Кто хочет стать коллекционером», «Путешествие по заповедным местам» и т.д.). В учебно-методическое обеспечение программы включена серия научно-популярных и документальных видеофильмов по разным темам («Тайны драгоценных камней», «Минералы и горные породы», «Жар Земли» и т.д.).

Так как проявление склонностей и способностей возможно только через деятельность, то в ходе освоения программы педагогом обеспечиваются условия для включения обучающихся в самые разнообразные виды деятельности, приближенные к профессиональным. Многодневные экспедиции и маршрутные исследования геологических объектов, полевые практикумы с ведением необходимой геологической документацией, лабораторное изучение образцов с применением различных методик дают возможность  обучающимся освоить разные направления геологической науки.

Уже не первый год воспитанники занимаются исследованием таких геологических объектов как Мурзинский самоцветный район, уникальные месторождения в окрестностях Черноисточинска, месторождений Пермского края и многих других. Каждый полевой сезон в пределах территории Невьянского городского округа ребята отправляются в различные исследовательские маршруты, где ими были открыты и исследуются до настоящего времени различные месторождения. В последнее время выделено еще одно направление – геоэкологическое изучение территорий.

В ходе данных исследований подростки самостоятельно получают конкретный материал о геологическом строении и развитии изучаемых территорий. За годы экспедиционной деятельности воспитанниками выполнено более 40 исследовательских работ. Результаты своих исследований ребята представляют в виде докладов, отчетов на научно-практических конференциях и конкурсах самого различного уровня. Они активно принимают участие в геологических олимпиадах разного уровня, археоминералогических конкурсах и конференциях («Ледниковый период», «Планета динозавров», Уральская археологическая школьная конференция, Всероссийская археоминералогическая конференция, «Исследователи Земли и т.д.).

Такое активное участие подростка позволяет отслеживать не только его предпочтения в каком-либо виде деятельности, но и уровень развития отдельных личностных качеств, его индивидуальные особенности и склонности к чему-либо. Таким образом, закладываются основы будущего профессионального самоопределения именно с учетом способностей и интересов воспитанников.

Также с целью создания условий для формирования профессиональной направленности личности обучающихся, развития их профессиональных интересов и мотивации педагог уделяет большое внимание установлению социального партнерства с различными образовательными и научными центрами. Частью программы является посещение обучающимися Уральского Горного Университета, Училища камнерезного искусства (г. Екатеринбург), фабрик по обработки камня (пос. Нейво-Шайтанский), ярмарок-выставок минералов, областных и российских музеев, а также природно-минералогических заказников и заповедников. Проводятся ежегодные совместные научно-исследовательские экспедиции и школы («Школа геологов»), где воспитанники приобретают опыт научных геологических исследований.

Таким образом, выстроенная система работы позволяет достигать у обучающихся высоких личностных результатов, когда происходит отождествление изучаемого предмета с областью будущей профессиональной деятельности. При этом воспитанники на собственном опыте узнают о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное могут соотнести свои природные и формируемые способности с требованиями конкретной практической деятельности.

Литература:

  1. Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года. Распоряжение правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года №2227-//http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2014/5636/1238.pdf1.
  2. Методика формирования профессионального самоопределения на различных возрастных этапах / под.ред. А.Я. Журавкиной, С.Н. Чистяковой.Кемерово. – 1996.
Комментарии
  1. Агнесса Петрова

Оставить комментарий