Турыгина И.С. Развитие творческой одаренности обучающихся средствами хореографии

И.С. Турыгина,

Педагог дополнительно образования

МБУ ДО центра «Лик», г.Екатеринбург

Развитие творческой одаренности обучающихся средствами хореографии

Вопрос, который рассматривается в данной работе, на мой взгляд, один из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня. Это вопрос о развитии творческих способностей ребенка, об его одаренности.

Подобно тому, как у дерева каждая из многочисленных ветвей в отдельности вырастает и питается из единого, общего основания – корня, в человеческой психике все частные способности произрастают и в дальнейшем питаются из единого, общего основания, именуемого – интеллектуально-творческим потенциалом.

Естественно, как с ростом дерева растет, набирает мощность, его корень, в процессе роста и развития ребенка растет, совершенствуется это общее основание человеческих способностей. И если частные способности формируются преимущественно в том виде деятельности, на которые они ориентированы, то такая интегративная характеристика, как творческий потенциал личности формируется во всех без исключения контактах ребенка со средой.

Среди них особая роль отводится искусству и художественной практике. В высших своих проявлениях искусство – всегда творчество. Именно поэтому, когда ребенок занимается танцами, знакомится с произведениями искусства, я думаю, решаются не только частные задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – развиваются интеллектуально-творческий потенциал ребенка.

В современной педагогической науке нет четкого и однозначного ответа на вопрос: «что такое «одаренность», а также достаточно туманны оценки возможности формирования в педагогическом процессе у учащихся выдающихся способностей.

Одаренность в сфере хореографии может быть определена как совокупность выдающихся качеств ученика по восприятию, наличию ярко выраженных способностей к пластическому воплощению в сценических условиях определенных художественных образов.

Прежде всего, необходимо помнить, что танец представляет собой вид искусства, в котором художественный образ воплощается через музыкально организованное движение.

Моя программа «Современный эстрадный танец» для обучающихся 7-17 лет, рассчитана на шесть лет обучения, является продолжением программы «Танцевальная ритмика».

Отличительной особенностью данной программы является то, что, педагог, учитывая продолжительный срок обучения, имеет возможность выявить и   обеспечить развитие и психолого-педагогическую поддержку обучающихся с явной и потенциальной хореографической одаренностью.

Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности. Танец является сценическим искусством, развивающим музыкальный вкус, виртуозность движений, требующим многолетней подготовки. Танец играет важную роль в эстетическом воспитании и физическом развитии детей. Это связано с многогранностью данного жанра искусства, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, этического, художественного и физического развития. Все компоненты взаимосвязаны в процессе обучения. Систематические занятия танцем вырабатывают правильную осанку, способствуют устранению физических недостатков, влияют на формирование внутренней культуры и усвоение норм этики.

В современном эстрадном танце большую роль играет индивидуальность исполнителя. Это неудивительно, ведь эстрадный танец — это не просто последовательность заученных движений, это небольшая танцевальная постановка, в которой исполнитель должен обладать не только танцевальным, но и актерским талантом.

Один из принципов, свойственных современному эстрадному танцу, является импровизация. Исполнитель должен творчески подходить к танцу, просто механическое повторение определенных па, в данном случае неуместно, исполнитель должен суметь выразить себя, свое состояние путем танца.

Данная программа основана на синтезе танцевальных направлений, таких как джаз танец, модерн, народный и классический танец.

Актуальность программы заключается в том, что хореография создает условия, обеспечивающие развитие и реализацию потенциальных возможностей обучающихся, воспитывает человека, умеющего ценить материальные и духовные богатства, накопленные человечеством, способного чувствовать изменяющийся мир и творчески обогащать его, способствуя, тем самым, выявлению и развитию детской одаренности.

Развитие творческой индивидуальности и задатков детской одаренности, в диалоге с природой, культурой и людьми отвечает современным задачам эстетического воспитания, делает программу актуальной.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей обучающихся, развитию у них интереса к различным видам танцевальной деятельности и желанию активно участвовать в ней, умению самостоятельно и с пользой организовать своё свободное время.

И чем раньше ребенок получит определённый багаж знаний, умений и навыков, гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие и становление его личности, и, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки[1].

В заключение хочется сказать, что хореографические навыки необходимы не только сами по себе, но через их выражение в виде танца, прививаются ребенку важные качества, направленные на устойчивость развития, мировоззрение и культуру — всё то, что формирует из него гармонично развитую личность.

Литература:

1.Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой 2. личности. — СПб.: издательство Буковского, 2004. – 60с.

  1. Паршук С.М., Драган А.О. Роль хореографии в гармоничном развитии младших школьников // Успехи современного естествознания. 2011. № 8 – 198с.
  2. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1991. — 160с.
  3. Крылов Е. Школа творческой личности. М.: Школа-Пресс, 2002. № 7. – 128с.
  4. Хореография как средство самореализации младших школьников // Духовная культура на рубеже нового столетия: Тезисы научно-практической конференции (Москва, 25-26 февраля 1998 года). — М.: МГУК, 1998. – 169с.

 

Комментарии
  1. Елена Конина

Оставить комментарий