Волегова Т.С. Возможности экранного искусства в личностном развитии современного ребенка (из опыта работы)

Т.С. Волегова,

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ЦВР «Факел», пос. Баранчинский

Возможности экранного искусства в личностном развитии современного ребенка (из опыта работы)

Современные условия диктуют новые требования к человеку: сегодня востребованы активные, коммуникабельные, творческие личности, способные масштабно мыслить и действовать.

XXI век – это век информационных технологий, где на первый план вышло визуальное восприятие информации.Поэтому экранное искусство стало одним из самых легкодоступных и уже неотъемлемых элементов современной культуры. А на 2017 год, можно сказать, занимает ведущую позицию и в иерархии видов искусств.

Использование медиальных технологий в распространении и потреблении информации обеспечило экранному искусству огромную популярность. Но, к сожалению, не все визуальные произведения можно отнести к искусству. Чаще всего, доступность средств создания видео приводит к форме досугового развлечения и не несет в себе никакой духовной и эстетической ценности. Сеть Интернет, канал Ютуб засорен огромным количеством видео роликов различного информационного содержания, и чаще всего с призывом повторить и последовать за автором.

Единственный выход из этой ситуации – целенаправленное воспитание художественного вкуса и развития интереса к экранному искусству у детей начиная с дошкольного возраста.

В современной общеобразовательной школе воспитательные задачи могут быть реализованы с помощью искусства во всех возрастных группах, хотя возможностей для этого недостаточно: на духовно-эстетическое воспитание и художественное развитие учащихся младшего и среднего школьного возраста ориентированы уроки изобразительного искусства, музыки, литературы, а в старших классах – только уроки литературы. Общение подростков строится, в основном, с помощью эстрадной музыки и экранным произведениями – кино, телевидением, видеороликов, рекламы, анимации.

Исходя из этого, наиболее благоприятной возможностью воспитания духовности можно считать базу дополнительного образования.

Дополнительное образование – это важный инструмент приобщения к духовно-нравственной культуре, личностного становления и формирования успешности ребенка (подростка).

Согласно Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года», главным результатом современного дополнительного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Необходимость проявления творчества, поиск нестандартных путей решения задач в любой сфере деятельности – требование не только сегодняшнего дня, но и будущего.

Приобщение к экранному искусству через создание собственного продукта (экранного произведения), вот в чем заключается идея духовно-нравственного воспитания детей и подростков, способствующего их личностному становлению.

Экранное произведение – это творческий продукт, созданный с использованием оптических, аналоговых или цифровых систем, в которых изображения (образы) существуют во времени, и воспринимаются зрителями с помощью оптических и электронных экранов. [1]

В нашем Центре внешкольной работы «Факел» деятельность в данном направлении осуществляет студия анимации «Страна Мульти –Пульти».

Анимация – один из любимых жанров у детей и подростков, притягивающий с раннего детства. Сила этого искусства в том, что оно не требует перевода на другие языки, смело прокладывает кратчайшее расстояние от мысли к образу. Основываясь на притягательности мультипликационных героев, осуществляется формирование личностной позиции ребенка. Визуализируя сказку, рассказ ребенок усваивает нормы и правила, установленные в нашем обществе. Сочиняя свою собственную историю, придумывая героев и воображая ситуацию, у ребенка формируется свой личный взгляд.

Занятия анимацией представляют собой совокупность различных видов деятельности, формирующих гармонично развитую личность, стремящуюся к самостоятельной исследовательской деятельности, успешно решающей проектные задачи.

На основе возрастного развития ребенка и симпатии к форме визуального продукта педагог предлагает более сложные виды экранного искусства. Так, например, подростки 12 -13 лет с большим интересом занимаются экранизацией книг по школьной программе и созданием буктрейлеров по понравившимся произведениям.

Буктрейлер (booktrailer) – новая форма продвижения литературы, короткий видеорассказ о книге на 2-3 минуты. [2] Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.[3]

Выбор книги индивидуален для каждого человека, он связан с интересами возраста и кругозора, именем писателя и рекомендациями знакомых, школьной программой или просто желанием что-нибудь почитать. Хорошая книга развивает умственно и духовно, учит сочувствовать, сопереживать судьбе героев, а также учит быть грамотным и внимательным читателем. В буктрейлере раскрываются самые яркие моменты произведения. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать и показать свое отношение к произведению. Такая визуализация книги предполагает увеличение интереса к прочтению, тем самым увеличивая количество читателей.

Пятнадцатилетние ребята с наибольшим увлечением занимаются созданием социальных реклам и игровых короткометражных фильмов на волнующие подростков темы – любовь, взаимоотношение с родителями, ЗОЖ, дружба, профориентация. Идеи художественных работ всегда очень долго обсуждаются, порой возникают дискуссии, и прежде чем будет достигнуто взаимопонимание в группе, каждый член авторской группы должен высказать свое мнение.

Не менее важным является авторская оценка готового продукта. Каждый раз экранное произведение демонстрируется сверстникам – друзьям, родителям на праздничных вечерах, фестивалях города. Размещенные работы на Ютубе находятся в свободном доступе для любого зрителя и участвуют в конкурсных мероприятиях более высокого уровня. Например, наши работы являются постоянными участниками кинофестиваля Гудвин школы (г. Екатеринбург) Автор буктрейлера по книге И.С. Тургенева «Муму» стала обладателем премии Губернатора Свердловской области в 2016 году. Студия анимации «Страна Мульти- Пульти» входит во Всероссийскую организацию мультипликаторов- любителей «Бумеранг» (г. Москва)

Таким образом, всестороннее развитие ребенка (подростка) непосредственно связано с проблемой духовно-нравственного воспитания и художественно – эстетического развития. Использование форм экранного искусства в решении социальных задач: воспитание человека, способного самостоятельно строить современное общество, его культуры, морали на основе эстетических, художественных, философских достижений человечества является легкодоступным средством становления личности.

Литература:

  1. Горюнина Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана/ Н.Л. Горюнина // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2957436/
  2. Стругавец, Антонина. Что такое буктрейлер? [Текст] / Антонина Стругавец // Юность Севера. – 2014. – 23 мая. – с.
  3. Буктрейлер: понятие, классификация, этапы создания// [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.apatitylibr.ru/index.php/2014-07-15-10-43-04/
Комментарии
  1. Агнесса Петрова

Оставить комментарий