Зырянова С.В., Суслова О.А. Формирования инженерного мышления учащихся посредством решения и создания логических игр

С.В. Зырянова, О.А. Суслова,

педагоги дополнительного образования

МБУ ДО «Центр поддержки детства» г. Екатеринбург

Формирования инженерного мышления учащихся посредством решения и создания логических игр

На сегодняшний день в Российской Федерации наблюдается инженерный кризис — нехватка инженерных кадров и отсутствие молодого поколения инженеров, что становится фактором, который затормозит экономический рост страны.Экономика страны стремительно меняется. Создаются уникальные предприятия, центры научных исследований и инноваций, наукоёмкие производства. С каждым годом все шире вводятся новые технологии в различных областях производства, которые непосредственно связаны с математикой. Возрастает значение математики как науки, пользующейся спросом в научно-технических отраслях современного производства, экономике, бизнесе.

Интересы нашей страны на данном этапе развития требуют, чтобы особое внимание было обращено на мотивацию учащихся к инженерно-технической деятельности.Это нацеливает учреждения образования на создание особого образовательного поля, в котором растет, воспитывается и взрослеет будущий инженер.

В МБУ ДО «Центр поддержки детства» была создана дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Логические игры», нацеленная на развитие инженерного мышления,изобретательности, предприимчивости, способности к научно-техническому творчеству.

Программа «Логические игры» содержит четыре блока:

  • Логико-математические игры
  • Игровое конструирование
  • Фабрика игр
  • Путешествие в историю математики

В данной программе освоение математического материала происходит в игре.Логико-математическая игра это, прежде всего, интеллектуальная игра, в которую невозможно сыграть, если не иметь знаний по математике и не уметь применять эти знания, оперируя математическими понятиями. Педагог на занятиях создает особую ситуацию, в которой дети не воспринимают математическую игру как процесс преднамеренного обучения, так как это нарушило бы суть игры, а в игровой свободной атмосфере усваивают сложный язык математики. В процессе математической игры активируется мыслительная деятельность учащихся, повышается концентрация внимания, настойчивость, работоспособность, воля.

Игровая ситуация привносит удовольствие, создает дополнительные условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма. В игре учащиеся научаются совместной интеллектуальной деятельности, подхватывая, дополняя, развивая, оспаривая мысль другого игрока. Логико-математическая игра, как и любая игра, имеет характерные черты. С одной стороны, это сюжет, правила, условия, наличие используемых предметов и действий, с помощью которых происходит сама игра. С другой стороны, свобода выбора решений, импровизация в деятельности позволяют участникам игры проживать новую информацию, получать новые знания, обогащаться новым опытом мыслительной и практической деятельности.

Через игру, в дружелюбной атмосфере, творчески включая чувства и интеллект участников игры, возможно успешное решение учебных задач. В процессе совместной игры, в общении, спорах, обсуждениях,возникает живой интерес к интеллектуальной математической деятельности. Так педагог, создает условия для формирования положительной мотивации в учебной деятельности, формируя положительную Я-концепцию, желание достичь лучшего результата, превзойти себя, открыть для себя мир математики.

Особенностью программы «Логические игры» является то, что на ряду с блоком «Логико-математические игры», направленным на освоение математических аспектов, она содержит блок «Фабрика игр», направленный на разработку и изготовление логических игр. В процессе проектной деятельности по созданию логических игр учащиеся проходят следующие этапы: знакомство с различными логическими играми; выдвижение вариантов идей; анализ и выбор основной идеи; разработка целей и правил игры, разработка эскизов игровых элементов, создание игры в материале.Учащиеся сами придумывают цели и правила игры, выполняют эскизы игровых элементов, а затем создают их в материале. Для создания игровых элементов используются различные материалы: бумага, картон, бытовая упаковка, вторсырье и т.д.

В процессе занятий учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

  • уметь систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
  • приобретение опыта исследовательской деятельности, отработка навыка самостоятельной работы со справочной литературой, в конструировании задач, их решения и презентации на занятиях;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • владение чертежными и изобразительными инструментами;
  • способность выполнять построение основных геометрических фигур;
  • способность самостоятельно конструировать простейшие технические модели и объекты;

Учащимся предоставляется возможность применить на практике и творчески использовать полученные знания при проектировании, конструировании и изготовлениисобственных логических игр. Созданные учащимися логические игры в дальнейшем будут использоваться на занятиях данного объединения, а также активно применяться в других объединениях. Например, на занятиях – в группах продленного дня и в группах раннего развития дошкольников.Использование созданных игр в других объединениях Центра развивает интеллектуальные способности учащихся этих объединений, повышает их уровень знаний и эрудиции в области математики, а такжеформируетчувство коллективизма и взаимопомощи.

 Таким образом, в процессе освоения программы происходит усвоение математических понятий в единстве с их прикладной интерпретацией, что чрезвычайно важно для формирования у учащихся инженерного мышления.

Данный подход позволяет на занятиях сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

Использование разнообразных видов деятельности в процессе обучения стимулирует у обучающихся познавательный интерес к изучаемому предмету, повышает стимул к обучению.

Комментарии
  1. Агнесса Петрова

Оставить комментарий