Нелинейность, неопределенность, скорость…

Продолжая исследовать тематику менеджмента в обслуживающей организации (напомню, под такими организациями я понимаю те, которые оказывают услуги людям, работая непосредственно с ними самими – педагогика, медицина, ивент) в публикациях по теме и смежных ей все более настойчиво прорывается идея использования подходов “дифференциального исчисления” к механизмам управления. Это еще называют нелинейным менеджментом.

Мне, человеку с высшим образованием, это видится как построение некоей обобщенной модели деятельности организации на основе и исходя из динамики ее ключевых (но не обязательно всех необходимых) элементов. Совершенно аналогично тому, как если бы мы строили дифференциальное уравнение в частных производных. Вспоминайте же матан и дифуры!

В рамках этого подхода также используется терминология, которая относится к дифференциальному исчислению – аттрактор, бифуркация, неустойчивость, неопределенность, асимптоты и прочее.

О чем, собственно, весь галдёж, что это за явления – нелинейность условий существования организации и нелинейный менеджмент?
А идея, как и всё гениальное – совершенно простая. Если взять, к примеру, образовательное учреждение, особенно муниципальное, особенно дополнительного образования, то слово неопределенность – суть её существования. И изучать (читай – уметь управляться) неопределённость в таких условиях – жизненно важно для руководителя.

Учреждение постоянно лавирует в непрерывно и непредсказуемо меняющемся нормативно-правовом поле, образовательных требованиях, “хотелках” родителей и учредителей, и, безусловно, в условиях жесточайшей нарастающей конкуренции со стороны негосударственных контор. На горизонте маячат такие вещи, как госзадание для коммерсантов, персонифицированное финансирование и прочие страшилки.
А ведь оно так и есть.

И точки бифуркации (читай – попытки понять, куда двигаться) учреждение проходит как минимум дважды в год – набор и подготовка к выпуску. Асимптоты – некие непонятные требования учредителя, к которым надо стремиться, но достигнуть никогда нельзя – явление вообще неистребимое. А об аттракторах всегда мечтает каждый руководитель – мечтой является некое состояние, где прекращается горячка и все мелкие проблемы решаются сами собой (читай – на инициативе снизу).

И тут я бы хотел обратить внимание немного на другое, на теорию. Если продолжать исследовать аналогии дифференциального исчисления и работы образовательного учреждения, то хочется, во-первых, вспомнить, что общего способа решения дифференциальных уравнений самых разных видов – не существует. Есть только четкие алгоритмы решения для некоторых конкретных типов уравнений.

Во-вторых, с учетом того, что человек – явление зачастую (читай – всегда) случайное, то мы получаем еще более сложные модели, которые, по идее, описываются стохастическими дифференциальными уравнениями. А в них, как известно, речи о строгом решении почти нет, речь идёт о “жизнеспособности” того или иного (возможно численного, приближённого) решения. В приложении к образованию можно говорить о хотя бы “смысле попыток” построить такую дифференциальную систему.

Безусловно, вариант с моделированием управления через дифференциальное исчисление – интересное направление. И если удаётся что-то формализовать – то это становится огромным подспорьем в работе. Более того, наличие всё увеличивающегося количества данных о поведении социальных систем позволяет делать такие формальные модели более правдоподобными.

И с учётом сказанного, кажется, что данные технологии моделирования имеют свое будущее, однако обращаясь к этому вопросу нужно помнить – универсального решения не существует, и в каждый новый экземпляр системы управления необходимо погружаться заново.

А вот тут то мы и получаем – Нелинейность, неопределенность, скорость…

Оставить комментарий