Практика управления качеством в общеобразовательной организации. Часть 2

У многих на слуху стандарт качества ISO 9000. Эта красивая аббревиатура написана на многих товарах. Сертификат соответствия – предмет гордости и рекламы.

Однако немногие понимают, что именно стоит за этим термином.

На самом деле стандарт качества ISO 9000 – это набор рекомендаций к организации управленческой деятельности, пакету документов и механизмам включения персонала в процессе управления качеством.

По сути – стандарт ISO 9000 рассказывает о том, как правильно работать с документами, для того чтобы все сотрудники учреждения или организации понимали требования к качеству, зафиксированные на уровне организации. Важно также понимать, что эти требования определяет сама организация – в стандарте они не описаны!

Насколько применимы эти стандарты в общеобразовательной организации можно судить по тому, что процессный подход, предлагаемый в стандарте ISO 9000, очень легко ложится на процессную модель деятельности любой организации. Этот опыт проверен десятилетиями.

Однако существует проблема российской действительности, когда использование стандарта ISO 9000 становится самоцелью. Но стандарт ISO 9000 – это просто управленческий инструмент. Наличие сертификата соответствия ISO 9000 совершенно не является гарантом реального качества в образовательной организации.

На самом деле, в стандарте сказано, что гарантом качества в образовательной и любой другой организации является руководитель образовательной или иной организации. Есть даже такой термин “Политика в области качества”.

Более того, известно, что технологии управления качеством начинают работать в нужном режиме только тогда, когда как минимум 10-15 процентов коллектива понимает и следует требованиям, которые прописаны в процессной модели управления качеством самой организации.

Более того, важным является то, что у каждого процесса в рамках стандарта существует один, и только один владелец. Владелец – это тот человек, который персонально несет ответственность за результат функционирования процесса.

К сожалению, в наших образовательных организациях очень распространена псевдоколлегиальная модель управления, когда формально мнение коллектива учитывается, но при этом мнение коллектива никакой реальной роли в управлении образовательной организацией не играет. Все отвечают за всё, и никто реальной ответственности не несёт.

Оставить комментарий