Информация представлена на основе социологического исследования
«Потребности населения Свердловской области в дополнительных образовательных услугах»

Заказчик — ГАУДО СО «Дворец молодёжи»

Исполнитель — ООО «Фонд «Социум»

Цель исследования – комплексный анализ потребностей населения Свердловской области в услугах дополнительного образования детей.

Сроки – август – октябрь 2016 (онлайн-анкетирование)

Объект исследования – родители детей 7-18-летнего возраста.

Выборка многоступенчатая (стратифицированная и гнездовая)

Количество респондентов – 5189 кейсов (полностью заполненных анкет в базе).

Таблица 1. Распределение выборки

Значения Частота %от опрошенных
Екатеринбург 778 15,0
Города с населением более 100 тыс. 1557 30,0
Население 50-100 тыс. чел. 1557 30,0
Малые поселения 1297 25,0
Итого ответивших: 5189 100,0

Абсолютное большинство (83%) жителей Свердловской области уверены, что дополнительные занятия для детей необходимы, школьной программы недостаточно.

График 1. Мнение о необходимости дополнительного образования для детей школьного возраста: родители в целом и в зависимости от уровня образования родителей.

По результатам исследования мы можем разделить всю целевую аудиторию, всех родителей школьников на три сегмента

 1. Реальные потребители дополнительных образовательных услуг — родители, чьи дети уже получают дополнительные образовательные услуги — 78%.

 2. Потенциальные потребители — родители, чьи дети не получают дополнительные образовательные услуги, но, буквально в ближайшие 2-3 месяца планируют начать чем-то заниматься – 9,6%.

 3. Не потребители — родители, чьи дети не получают дополнительного образования, и не собираются чем-либо заниматься — 12,4%.

Таблица 2. Сравнительная характеристика сегментов целевой аудитории дополнительных образовательных услуг.

Критерий сравнения сегментов Потребители доп. образовательных услуг Потенциальные потребители (нет, но планируем) Не потребители (нет и не собираемся)
Размер, % от ЦА 78,0 9,6 12,4
Уровень образования родителей 2/3 родителей в этом сегменте – с высшим образованием, соответственно среди имеющих высшее образование 85% отдают детей на доп.занятия Половина родителей в сегменте – с высшим образованием, еще 1/3 – со средним специальным или незаконченным высшим Каждый ¼ в сегменте – с общим средним или еще более низким уровнем образования. Еще 1/3 – со средним специальным или незаконченным высшим
Уровень доходов семьи Более 1/3 семей в сегменте – с доходом выше среднего (15 тыс. чел. на человека и более) Средний уровень доходов преобладает 1/3 семей в сегменте – с низким уровнем доходов (до 7,5 тыс. руб. на человека в месяц)
Занятость родителей Более 2/3 сегмента – руководители и специалисты ¼ сегмента составляют рабочие и незанятые, еще 20% — служащие

Отмечается прямое влияние на получение дополнительных образовательных услуг социального статуса родителей: чем выше уровень образования, уровень доходов, должностной статус, тем больше вероятности, что дети получают дополнительное образование.

Мотивы получения дополнительных образовательных услуг делятся на 2 большие группы:

  — Полезное времяпрепровождение (расширение кругозора, поддержание здоровья, предоставление более здоровой альтернативы проведения свободного времени).

— Развитие, увеличение шансов на успех в будущем (получение дополнительных знаний, опыта, физическое развитие).

Отмечается, что интересы и желания самих детей в качестве причины получения дополнительных образовательных услуг родители называют крайне редко (6%).

При выборе услуг родители обращаются к разным источникам информации, сочетая информацию из СМИ, Интернета с личными отзывами и рекомендациями знакомых и педагогов. но для всех родителей, независимо от места жительства, самый значимый источник информации – друзья и знакомые (35%).

Многие семьи выбирают для своих детей несколько дополнительных образовательных услуг. Только 36% родителей отметили, что их дети посещают один кружок, секцию (36%). Самая распространенная ситуация – посещение двух направлений ДОУ (40%).

Причины неполучения дополнительных образовательных услуг:

 1. Нет необходимости (каждый пятый родитель); у ребенка нет желания получать дополнительное образование (7%)

2. Платность услуг (18%)

3. На дополнительное образование не хватает времени, большая загруженность ребенка в школе (15%)

4. Территориальная недоступность, их нет в населенном пункте или в школе

5. Недостаточность информации об услугах.

Исследование показало, что планы родителей занять ребенка дополнительными образовательными услугами носят общий характер, не конкретизированы. В этом случае без какой-то агитации и вовлечения планы так и останутся планами, зато любые рекламные, информационные усилия будут очень результативны, поскольку родители понимают важность дополнительного образования, но не имеют собственных сформированных предпочтений.

В крупных городах, в условиях конкурентного рынка услуг, родители ищут максимально выгодное соотношение цены и качества услуг. В других населенных пунктах в первую очередь обращают внимание на направленность, а затем на цену. Чем меньше населенный пункт, тем меньше важна информация о цене услуг. Чем больше населенный пункт, тем важнее информация о месте (адресе) проведения обучения.

Родители показывают, что востребованными являются следующие направления:

услуги физкультурно-оздоровительной направленности (21%), чаще плавание, хоккей, футбол, гимнастика, фигурное катание. Не хватает услуг, требующих специальных площадок, оборудования. Четко сформулирован запрос на физическую активность, спорт без соревновательности, а для здоровья, фитнесс для детей.

дополнительные занятия по школьным предметам (19%), чаще языковая подготовка, математика. Сформулирован спрос на углубленное изучение предметов, например, изучение физики в формате лаборатории, читательские или авторские клубы.

услуги художественно-эстетической направленности (15%), чаще хореография, танцы и художественные студии, театр, музыкальные направления.

услуги технической направленности (5%) – моделирование, конструирование, робототехника. По данному направлению родители уточняют, что существует возможность получать такие услуги, но не хватает мест всем желающим.

График 5. Планируемое место получения дополнительных образовательных услуг (потенциальный спрос).

* Вопрос задавался только сегменту «потенциальных потребителей» — родителям, чьи дети не получают дополнительные образовательные услуги, но планируют их получать

Школы и другие общеобразовательные учреждения играют основную роль при получении услуг туристско-краеведческой направленности (72%) и социально-педагогической направленности (56%). При получении дополнительных образовательных услуг технической направленности в равной мере задействованы и общеобразовательные учреждения (52%), и специализированные учреждения дополнительного образования (41%).

Самая востребованная частота занятий – два раза в неделю (47%). Чаще готовы заниматься часть тех родителей, которые выбирают для своих детей физкультуру и спорт. Те, кого интересуют дополнительные занятия по школьным предметам, наоборот, настроены на более редкие занятия.

72,2% потенциальных потребителей называют цену, которую готовы заплатить за услуги. Общий тренд следующий: за неделю потребители готовы платить 500-600 руб., в случае необходимости и сильной заинтересованности – до 650-750 руб. Но за те направления обучения, занятия которыми предполагают посещать чаще – спортивной и художественно-эстетической направленности — за одно посещение потребители готовы платить меньше: приемлемый уровень цен 240-280 рублей. Чаще других родители готовы платить за дополнительные занятия по школьным предметам: в среднем за одно занятие цена 276 руб., а максимально приемлемая – 383 руб.

Средняя длительность получения дополнительных образовательных услуг составляет 2,9 года. Средняя частота посещений занятий составляет 2,5 раза в неделю.

Родители высоко оценивают получаемые их детьми услуги дополнительного образования по всем параметрам, характеризующим качество развития творческих способностей и интересов учащихся. Самый высокий уровень удовлетворенности услугами дополнительного образования демонстрируют родители из Первоуральска, Невьянска, Асбеста, Ревды, поселений Каменского ГО, Каменск-Уральского, Полевского, Верхней Пышмы и Верх-Нейвинска. В целом готовность рекомендовать свое учреждение дополнительного образования знакомым с детьми выразили 97% родителей — это очень высокий показатель.

Кружки и секции художественно-эстетической направленности по всем предложенным параметрам получают оценки выше средних. Самые высокие оценки это направление имеет по характеристикам: «поддержание доверительных отношений с детьми», «создание условий для проявления способностей ребенка».

В средних и небольших городах, малых поселениях оценки по предложенным параметрам качества обучения в системе ДО различаются незначительно. Однако в Екатеринбурге дополнительное образование получает средние оценки ниже, чем в других населенных пунктах. Это может говорить только о более высоком уровне притязаний жителей столицы Урала.

Фиксируется достаточно высокий уровень удовлетворенности родителей материально-техническим обеспечением услуг дополнительного образования в Свердловской области.

Родители очень высоко оценили получаемое их детьми дополнительное образование по характеристикам «подготовленность и компетентность», «вежливость и доброжелательность» преподавателя (средние оценки выше 9 баллов по 10-балльной шкале). Чуть меньше родители удовлетворены наличием у них возможности познакомиться с программой занятий.

Среди родителей, чьи дети получают услугу дополнительного образования, всего 9% сталкивались с какими-то проблемами при получении этих услуг.

Все проблемы с получением услуги дополнительного образования, озвученные родителями, можно условно разделить на две почти равные по процентной наполняемости группы:

 1. Проблемы, обусловленные именно работой учреждений, оказывающих дополнительные образовательные услуги. Основные из этих проблем: неудобство расписания, графика занятий, недобросовестное отношение специалистов к своим обязанностям, отсутствие хороших педагогов и востребованных направлений подготовки.

2. Проблемы, обусловленные субъективными причинами (особенностями семьи, ребенка), обстоятельствами, не связанными или косвенно связанными с учреждением дополнительного образования. В группе таких причин основанными можно назвать: проблему с оплатой занятий, выездных мероприятий и сопутствующих расходов на экипировку и инвентарь и проблему большой загруженности ребенка (в частности из-за совмещения дополнительного образования с основным), с которой он не всегда справляется.

Полный текст отчета здесь

 

Здесь Вы можете оставить свои комментарии или пожелания по исследованию и его итогах